Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Педагогическое диагностирование младших школьников с ЗПР

Страница 1

В должностные функции учителя не входит квалификация состояния ребенка. Однако это вовсе не означает, что педагогическая деятельность исключает диагностические методы и приемы работы. Ведь прежде чем работать над развитием какого-либо процесса, следует убедиться в необходимости такой работы. Кроме того, любая высшая психическая функция имеет несколько характеристик, и бессмысленно ставить перед собой такую задачу, как, например, развитие внимания: внимание как психическая функция включает такие характеристики, как его концентрация, переключение, устойчивость . Необходимо знать, над чем именно следует работать.

Некоторые учителя считают, что диагностикой должен заниматься исключительно психолог. Однако можно привести несколько аргументов, опровергающих такое мнение. Во-первых, далеко не в каждой школе есть квалифицированный психолог. Во-вторых, школьному психологу, как правило, просто физически не удается проводить масштабную углубленную диагностику индивидуально-личностных особенностей всех учащихся. И в-третьих (что особенно важно!), многие характеристики психической деятельности школьников особенно ярко проявляются именно в учебной деятельности.

Поэтому учитель должен владеть приемами диагностики высших психических функций и личностных особенностей ребенка. Причем первичную диагностику желательно провести еще в дошкольном возрасте, в процессе знакомства с будущими первоклассниками.

При этом важно знать параметры готовности детей к обучению в школе:

степень психосоциальной зрелости;

уровень психомоторной зрелости;

чистоту фонематического восприятия;

сформированность моторной асимметрии;

уровень умственной работоспособности;

степень сформированности основных характеристик памяти, внимания, мышления, речи;

уровень произвольности психических процессов;

состояние учебной мотивации;

особенности самооценки.

В процессе непосредственного обучения в школе данные первичной диагностики углубляются, дополняются. Кроме того, они зачастую заметно изменяются, т.к. психическая деятельность в младшем школьном возрасте чрезвычайно пластична и чутко реагирует на внешние воздействия.

К концу первой четверти учителю важно изучить характер школьной адаптации учащихся. Известно, что дети «группы риска» испытывают особые трудности адаптации к школьной жизни, которые с течением времени не нивелируются, как это происходит у большинства школьников, а усугубляются. Учитель должен своевременно заметить неблагоприятный характер изменений, происходящих в ребенке, попытаться помочь ему своими силами или обратиться к специалистам.

Не должна остаться без внимания учителя и неврологическая симптоматика, которая усугубляется у ослабленных детей в результате непосильности для них требований школы. Более заметно проявление этой симптоматики родителям, поэтому в беседах с ними необходимо выяснить следующий круг вопросов:

с удовольствием или неохотно ребенок идет в школу

как он реагирует на новый режим жизни, на школьные требования, нет ли активного или пассивного протеста;

жалуется ли на усталость;

не появились ли признаки детской нервозности (повышенная раздражительность, необоснованное беспокойство, тревожность, не свойственная ранее ребенку избирательность в еде или ухудшение аппетита, беспокойный сон, потливость, необоснованное повышение температуры, жалобы на различные боли)?

Данные педагогического исследования позволяют сделать оптимальный выбор приемов и методов педагогического процесса, а также анализировать эффективность совместной с ребенком деятельности.

Помимо этого, только четко обоснованные, педагогом данные об особых сложностях в процессе обучения, о неэффективности попыток их преодоления общепедагогическими методами в условиях общеобразовательной школы могут служить основанием для направления ребенка с целью углубленного исследования на медико-психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения либо в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) .

Страницы: 1 2

Это интересно:

Детское общественное объединение «Юный друг милиции»
В 2003 году майор милиции Евгений Веселов и подполковник милиции Геннадий Стрюков решили возродить угасающую традицию военно-патриотического воспитания - приобщить детей Некрасовского района к своей профессии. Была создана общественная организация, первыми членами которой стали 17 учащихся Некрасов ...

Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым ма ...

Особенности развития самостоятельности экономистов в реальной практике обучения
Для определения сущностных характеристик исследуемой проблемы категория самостоятельности была рассмотрена с нескольких позиций: как качество личности и объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе с позиций его отношения к самому себе (Аристотель, Сократ, В.-Ф. Гегель, И. Кан ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru