Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методика формирования межнациональных отношений младших школьников через этнопедагогическую афористику

Педагогика и воспитание » Этнопедагогическая афористика в формировании культуры межнационального общения младших школьников » Методика формирования межнациональных отношений младших школьников через этнопедагогическую афористику

Страница 1

Нередко сегодня встает вопрос и о межнациональных отношениях уже в среде младших школьников: «других» детей дразнят, с ними не хотят дружить, им устраивают «бойкоты». При этом педагоги далеко не всегда пытаются предотвратить или изменить подобное отношение, а иногда и сами выступают в роли зачинателей конфликта.

Среди городских детей 34% знают, 65% не интересовались этим вопросом. Соотношение этих показателей у сельских детей почти такое же: 35% и 65%. Таким образом, в отношениях детей просматриваются в целом благоприятные предпосылки к развитию межэтнической толерантности. По мере формирования этнической идентичности личности, осознавания национальной принадлежности своих одноклассников важно создавать условия для становления у этих детей толерантных, позитивных отношений.

В семьях, где родители имеют одну национальность, трудностей с называнием своей национальности у школьников нет.

В бинациональных семьях дети идентифицируют себя по-разному. Старшеклассники дают, как правило, уточняющие ответы, например: «русская по отцу, чувашка по матери». Младшие школьники и подростки себя относят обычно к одной национальности, например: сын матери-чувашки и отца-кумыка считает себя кумыком, дочь матери-польки и отца-армянина считает себя армянкой. Один ученик 11 лет (г. Чебоксары) назвал себя русским, при том, что отец – татарин, а мать – чувашка. Очевидно, свою роль сыграл русский язык, который был назван им в качестве родного.

В целом у опрошенных просматривается тенденция чаще считать себя русским, хотя количество родителей чувашской национальности по нашей выборке преобладает. Этот факт требует более глубокого исследования и анализа, так как может быть обусловлен неблагоприятной ситуацией для проявления межэтнической толерантности.

При выборе друга учащиеся начальной и основной школы руководствуются следующими установками:

В начальной школе:

– выбирают друга своей национальности – 23% гор. и 25% сел.;

– другой национальности – 5% гор. и 5% сел.;

– национальность не имеет значение – 72% гор. и 70% сел.

В основной школе:

– той же национальности – 19% гор. и 10% сел.;

– другой национальности – 4% гор. и 0% сел.;

– близко к своей национальности – 11% гор. и 5% сел.;

– национальность не важна – 66% гор. и 85% сел.

Таким образом, большинство младших школьников и подростков выбирают друга не по национальной принадлежности, что отражает доминирование отношений межэтнического принятия среди детей этих возрастных групп.

Учащимся старшей школы был задан вопрос об их отношении к браку ближайшего родственника с человеком другой национальности. Ответы распределились следующим образом:

– считают такой брак нежелательным – 9% гор. и 5% сел.;

– предпочли бы человека своей национальности, но возражать бы не стали – 23% гор. и 15% сел.;

– считают, что национальность в браке не имеет значения, если муж (жена) соблюдают обычаи народа жены (мужа) – 13% гор. и 10% сел.;

– считают, что национальность в браке не имеет никакого значения – 48% гор. и 55% сел.;

– затруднились ответить – 7% гор. и 15% сел.

Как видно из данных, у старшеклассников доминируют толерантные установки по отношению к бинациональным семьям.

Отношение в семьях учащихся к друзьям, людям другой национальности.

В начальной школе:

– считают, что в их семье будут рады друзьям другой национальности – 47% гор. и 30% сел.;

– думают, что не будут рады – 2% гор. и 10% сел.;

– не знают – 51% гор. и 60% сел.

В основной школе:

– утверждают, что в их семье принято относиться к людям другой национальности с уважением – 79% гор. и 75% сел.;

– с презрением – 0%;

– с равнодушием – 21% гор. и 25% сел.

В старшей школе:

– положительно – 42% гор. и 60% сел.;

– негативно – 1% гор. и 0% сел.;

– объективно, выделяя хорошее и плохое – 44% гор. и 20% сел.;

– равнодушно – 13% гор. и 20% сел.

В целом в семьях подростков и старшеклассников преобладает хорошее, уважительное отношение к людям других национальностей. Чуть больше половины младших школьников не могут пока с уверенностью ответить на этот вопрос, возможно, потому, что недостаточно еще осознают этнические стороны отношений.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Основные положения теории развивающего обучения
Можно выделить две взаимосвязанных линии в теории РО. Это линия, связанная с ценностью теоретического мышления и теоретического отношения к миру. А вторая связана со схемами ведущей деятельности, зоны ближайшего развития, становления основных новообразований возраста. Относительно первой линии базо ...

Коррекционные занятия на развития креативности у детей с СДВГ
Наше время — это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает ...

Анализ деятельности педагогов Дворца творчества детей и молодежи, как условия реализации лидерских качеств
Педагоги Дворца творчества детей и молодежи (ДТДиМ) – это единомышленники, люди активные и творческие, каждый из них вносит в общее дело что-то новое, интересное. Созданные педагогами Дворца творчества условия помогают каждому ребенку от 3 до 18 лет реализовать себя в творческой деятельности с опор ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru