Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Педагогические условия развития познавательной деятельности обучающихся

Страница 3

Старший школьник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, но он хочет, чтобы признали его оригинальность, его право на индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (часто демонстративное и по­казное увлечение тем, что осуждают взрослые).

Характерная особенность лич­ности старшего школьника—рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассни­ков к окружающим людям и к самим себе.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осто­рожность. Они охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преуве­личении своих умственных сил (Н. С. Лейтес). Это проявляет­ся по-разному: кому легко дается учение, считают, что и в лю­бой умственной работе они будут на высоте положения; кто выделяется успехами по определенному предмету, готовы ве­рить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие уча­щиеся обычно указывают на какие-либо другие свои достиже­ния.

Высокий уровень самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Потребность в самоопределении побуждает старшего школь­ника систематизировать и обобщать свои знания о себе.

Итак, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышение требования к моральному облику челове­ка, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию— вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника.

Ведущим видом деятельности становится учебно – профессиональная, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду.

У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складыва­ется новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготов­кой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают лично­стный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноцен­ным членом общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой учебной деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наря­ду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к са­мостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач.

Такая познавательная мотивация может распространяться на все предметы, на цикл каких-либо предметов или на от­дельный предмет. Избирательность познавательных интересов старших школьников очень часто связана с жизненными пла­нами, профессиональными намерениями, которые, в свою оче­редь, способствуют формированию учебных интересов, изме­няют отношение к учебной деятельности.

Итак, для мотивационной сферы старшего школьника ха­рактерно сочетание и взаимопроникновение широких со­циальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями.

Старшие школьники лучше осознают свое отношение к уче­нию, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности старшие школьники, анализируя ус­ловия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как лень, безволие, не­усидчивость, неумение организовать свое время и самоконт­роль, настроение. То есть свое отношение к учению учащиеся связывают с присущими им индивидуальными психическими особенностями.

Характерно, что подростки в такой же ситуации в большей степени указывают на особенности личности учителя, его ма­стерство, отношение к учащимся (44 % указаний) и только 26% указаний связано с психическими особенностями самих учащихся. Такая самокритичность старших школьников явля­ется предпосылкой потребности в самообразовании, стремления изменить свои черты характера и интеллектуальные возмож­ности.

Успешная работа по самообразованию и самосовершенствованию тесно связана с уровнем самооценки старшего школьни­ка. Отличительная особенность зрелой личности — наличие дифференцированной самооценки. Такая самооценка предпола­гает сравнительно четкое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результа­ты, четкое выделение своих сильных и слабых сторон.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Структурные этапы ролевой игры
У исследователей нет единой точки зрения относительно способа проведения ролевой игры. Авторы выделяют от 3 до 8 структурных этапов, которые, можно рассматривать в качестве вариаций простого игрового единства, предложенного И. Вагнером. Оно включает в себя три этапа: 1) подготовительный этап, в рам ...

Формы урока и методические особенности использования музыки на уроках
По теории физического воспитания уроки физической культуры в средней школе подразделяются на следующие типы: а) вводные уроки; б) уроки ознакомления с новым материалом, в) уроки совершенствования пройденного материала, г) смешанные уроки, д) учетные уроки. Рассмотрим целесообразность использования ...

Метод адаптивного автоматизированного тестирования знаний
Адаптивным тестированием знаний будем называть способ экзаменационного контроля уровня подготовки обучаемого, при котором процедура выбора и предъявления ему очередного тестового задания на (t+1)-м шаге тестирования определяется ответами обучаемого на предыдущих t шагах теста. Математическую основу ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru