Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Педагогические условия развития познавательной деятельности обучающихся

Страница 12

Наличие разноплановых теоретических подходов к пониманию образования в современной российской педагогике показывает, что категория «образо­вание» претерпевает изменения сущностных основ и переходит от понятия формы к оценке его как важнейшего компонента человеческого бытия. Образование - возможность осуществления человека в культуре. Человек осваивает с помощью науки современную картину мира, чтобы адекватно существовать в социокультурной среде. Рассмотреть эту проблему — важная задача теории со­циализации и комплекса взаимосвязи педагогических, исторических, культуро­логических и других дисциплин.

Общеобразовательная школа - учебно-воспитательное учреждение, базовый элемент образовательной системы. Следовательно, анализ положения школы в обществе неизменно сводится к проблеме взаимодействия школы и той социокультурной среды, в которой данное учреждение существует. Изменения, происходящие в социуме, соответствующим образом сказываются и на школе. В Концепции модернизации российского образования говорится: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Особая миссия при этом у общеобразовательной школы, которая является первой ступенью к овладению профессией.

Изменения в общеобразовательной школе характерны не только для нашего времени, нашего общества и нашей жизни. Анализ исторических этапов становления и развития школьного образования как российского, так и зарубежного позволяет проследить генезис этих преобразований. Од­нако надо отметить, что, если в недавнем прошлом такие изменения происходили очень медленно, то сегодня скорость и количество их увеличиваются. С развитием науки и техники растет число областей, в которых возможны эти изменения. Высокий уровень технологий позволяет совершать любые изменения довольно быстро. Скорость проведения, внедрения изменений является весьма красноречивым показателем, и, поэтому его часто используют для характеристи­ки уровня развития общества. Уровень развития системы образования есть следствие или результат определенного уровня развития общества.

Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, для детей, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересовано и общество. Инновации, как в обществе, так и в образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным средством преобразования общества и образования.

Наиболее значимыми нововведениями в сфере образования, на наш взгляд, являются изменения в структуре системы образования; содержании образования; отношениях «учитель - ученик»; методах обучения и использовании информационных технологий в образовании.

Возрастающий запрос на нестандартное мышление, делает особо значимой проблему предварительной подготовки обучающихся старшеклассников к творческой инновационной деятельности. Однако общеобразовательная школа не всегда способна предоставить достаточные условия для развития творческого потенциала (и, прежде всего, творческого мышления) для подрастающего поколения. Именно поэтому вопрос о проектировании познавательной среды для выпускников общеобразовательных школ в системе дополнительного образования является актуальным.

С учетом выше изложенного, при проектировании познавательной среды необходимо учитывать и социокультурный контекст. Именно поэтому необходимо о проектировании социобразовательной среды, которая включает признаки и познавательной. В широком смысле познавательная среда – это совокупность социокультурных и психолого – педагогических условий, в которых осуществляется интеграция эмоционально-волевого, личностно – качественного и когнитивного (познавательного) начал. В узком (педагогическом смысле) познавательная среда – это совокупность всех педагогических условий, которые способствуют возникновению познавательного интереса, развивают учебно-познавательные умения (быстрота (скорость) выполнения различных по характеру заданий, выбор оптимального хода решения заданий). Анализ литературы показал, что круг описанных педагогических условий касается, прежде всего, технологической стороны процесса развития познавательной деятельности старшеклассников, т.е. при помощи каких средств (методов, приемов, форм организации) возможно осуществить это развитие.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru