Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Диалектика систем, процессов и методов воспитания

Педагогика и воспитание » Диалектика воспитательного процесса » Диалектика систем, процессов и методов воспитания

Диалектика систем воспитания в достаточной мере обнаруживает себя по четырем линиям развития диалектических противоположностей: общественная система воспитания – семейная система воспитания, единая система воспитания – разрозненная система воспитания, система отдельного (сословного) воспитания – система всеобщего воспитания, частная (общественная) система воспитания – государственная система воспитания.

Общественная система воспитания сложилась как особая форма человеческой деятельности на основе принципа целенаправленного воспитания. Семейная система воспитания сложилась после образования моногамной семьи, которая восприняла от общины «большой семьи» принцип воспитания жизнью.

Таким образом, в основе диалектического противоречия между общественной и семейной системами воспитания по сути было и остается противоречие между принципом целенаправленного воспитания и принципом воспитания жизнью, противоречие, которое в процессе исторического развития решалось по-разному.

Диалектика разрешения противоречия между единой системой воспитания и разрозненной системой воспитания, а также между системой отдельного и системой всеобщего воспитания в историческом развитии шла в пользу создания единой системы всеобщего воспитания.

Диалектика разрешения противоречия между частной (общественной) и государственной системами воспитания идет по пути предоставления индивиду свободы и экономической возможности для выбора между частной (общественной) или государственной системами воспитания.

В практике и теории процесса воспитания диалектика проявляет себя в противоречии между общим и специальным образованием, совместным и раздельным, одновозрастным – разновозрастным, плановым – свободным и т.п. В процессе исторического развития имело место преобладание различных сторон указанных противоречий, однако до разрешения этих противоречий дело не дошло, поскольку эти противоречия сознательно могут быть разрешены только на основе Диалектики.

Некоторые из них помогают решить соответствующие методики воспитания, но и здесь существуют свои линии противоречий: между предметно-системной и комплексно-тематической, между классно-урочной и свободно-индивидуальной системами, многопредметными и малопредметными, с домашними заданиями – без домашних заданий, с экзаменами (тесты) – без экзаменов (тестов), свобода – дисциплина, пассивный ученик – активный ученик, наглядное – словесно-лекционное, с наказаниями – без наказаний, с отметками – без отметок и тому подобными методиками, которые педагоги пытались разрешить в теории и на практике.

Это интересно:

К вопросу о необходимости компетентного обучения иностранному языку в подготовке туристских кадров в ВУЗах
На сегодняшний день туризм является одной из самых высокодоходных отраслей мировой экономики. Темпы развития туризма в странах и регионах мира достигают 25–30%. В последние годы туризм – как одна из наиболее значимых отраслей индустрии стремительно стал развиваться и в России. Новые социально-эконо ...

Анализ результатов коррекции моторики речи у младших школьников с нарушением интеллекта
Контрольный эксперимент проходил в феврале 2011 года по диагностической методике подробно представленной нами в параграфе 3.1. Результаты обследования мы представили в протоколе №2 (таблицы 5, 6) и диаграммах (рис. 4, 5). Протокол оценки состояния развития речевой моторики у младших школьников на к ...

Взаимодействие школьников с окружающей средой: субъект-объектный воспитательный анализ
На формирование личнос­ти влияют социальные, экономические, культурно-исторические, поли­тические и прочие обстоятельства, т.е. среда в широком смысле этого слова. Реальная действительность, в условиях которой происходит раз­витие человека, называется средой. В Толковом словаре русского языка даютс ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru