Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества.
Закономерности и принципы обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. А все по той причине, что на основе закономерностей как раз таки и происходит формирование принципов. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения. В педагогической науке в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие. Понимание принципов обучения дает возможность организовать обучение в зависимости от его закономерностей, а также обоснованно определять цель, выбирать адекватные формы и методы обучения.
Специфика закономерностей обучения заключается во взаимосвязях его целей, задач, содержания, организации, способов, условий с достигаемыми педагогическими результатами — прежде всего с обученностью учащихся, а также вкладом в их воспитанность, образованность и развитость. Эти закономерности находят отражение в общих принципах обучения— основных рекомендательных положениях, выступающих в роли научных норм его построения и обеспечивающих эффективность. В книгах встречаются не совсем схожие варианты их перечней, но чаще всего в них включены представленные на рис.1.
1. Принцип природосообразности и научности. Он исходит из существующих причинно-следственных зависимостей между действиями субъектов учебного процесса и закономерностями (природой) человеческого познания.
2. Принцип соответствия содержания, форм, методов и условий обучения ее целям. Принципу присущи правила:
- целеустремленности — подчинения всегда и всего в обучении достижению результатов, полностью отвечающих его цели и задачам;
- целостности педагогического процесса обучения — обеспечения согласованности всех элементов педагогической системы обучения, а также обучения с развитием, воспитанием и образованием;
- создания благоприятных педагогических условий — будучи системным, само обучение является частью более крупных систем, особенности которых выступают его условиями и должны максимально оптимизироваться;
- связи теории с жизнью — все запомненное, но не связанное с пониманием и умением его применять — мертвый груз для памяти: «По-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет». Учатся люди для того, чтобы практически самореализоваться в жизни, и этому, призвано способствовать любое обучение;
- современности – связи изучаемого с современными условиями и проблемами жизни, понимания их на этой основе и формирования правильного отношения к ним.
3. Принцип плановости, систематичности, последовательности, преемственности и согласованности обучения. Его правила:
- плановости — продуманности, определенности намечаемых мер, их сроков, затрат времени;
- структурности — четкое определение структуры содержании изучаемого материала, взаимосвязей его частей, логики раскрытия. При сложной структуре используются графические схемы, создающие у обучающихся целостный образ изучаемого и его частей. Они могут использоваться с начала занятия и последовательно раскрываться по ходу, а также в конце для обобщения изложенного;
- систематичности и последовательности — построения обучения по познавательной логике — от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому с систематичным наращиванием, расширением и упорядочиванием накапливающихся у обучающихся знаний, навыков и умений.
- согласованности действий всех педагогов по достижению общей цели обучения, его содержания и применяемых методов.
4. Принцип интереса, активности, сознательности и самостоятельности. Он связан с пониманием закономерной зависимости результатов обучения не только от добросовестности и активности педагога, но и адекватной активности обучающихся.
Это интересно:
Методические подходы к реализации нравственно-экономического воспитания детей
6-7 лет в игровой деятельности
Учитывая возрастные особенности дошкольников и разнообразие содержания программ по экономическому воспитанию, а также отсутствие разработок по нравственно-экономическому воспитанию детей, мы рассмотрели разные методические подходы к формированию экономических представлений у детей, которые являются ...
Феномен внимания в психологии
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего вним ...
Особенности средств массовой информации в воспитательном процессе начальной
школы
Все более широкое использование средств массовой информации в воспитательном процессе ставит немало сложных проблем, как перед педагогами, так и перед школьниками. Телевидение превратило зрителя в соучастника живого действия и уподобило общение с экрана общению с людьми. Выполняя самые многообразны ...