Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психологические особенности мышления и учебной деятельности учащихся 5-6 классов

Педагогика и воспитание » Функциональная пропедевтика на уроках математики в пятых-шестых классах » Психологические особенности мышления и учебной деятельности учащихся 5-6 классов

Страница 3

Если же у ребёнка полностью отсутствуют какие-либо увлечения, то, скорее всего, их не было у окружающих взрослых. Бывает наоборот: родители слишком активно стараются развить какой-либо интерес у школьника, что ведёт к обратному результату.

Играет роль в отсутствии интересов и социальная обстановка, нехватка кружков, бедность библиотеки, отсутствие спортивных секций и недостаточная материальная обеспеченность родителей.

Большое влияние на развитие интересов в подростковом возрасте оказывает общая атмосфера школы: если педагоги увлечены своим предметом, имеют большой круг интересов, желают всё это передать ученикам – всё это служит поддержкой влечения школьников.

Иногда сталкиваясь с первым неуспехом (или небольшим успехом), подросток быстро гаснет из-за неуверенности в себе. Родители в такой ситуации должны поддержать подростка, укрепить его самооценку, проанализировав причины неудач.

Часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилий». Дети готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно, не прилагая никаких усилий, развлечь себя и чем-то заняться. Эти ребята – первые кандидаты в асоциальные группы. Они нуждаются в особом внимании и родителей и педагогов. Таким образом, чаще всего интересы шестиклассников лежат вне школы. А это, в свою очередь, часто ведёт к ухудшению успеваемости.

Переход от детства к юности присутствует во всём развитии подростка: его анатомо-физиологическом состоянии, интеллектуальном, нравственном состоянии и всех видах его деятельности. В подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, изменении уже сложившихся взаимоотношений с людьми. Особое значение имеют чувства, они становятся преднамеренными, сильными, осмысленными. Проявляются очень бурно, особенно гнев, иногда аффектно. Это период тяжёлого кризиса, ”катастроф” (упрямство, эгоизм, замкнутость и т.д.). Важно бережно относиться к духовному миру подростков, проявлению их чувств. Проблемой в этом возрасте является несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с одной стороны, поступков и действий с другой. Педагог должен глубоко осмыслить особенности развития подростков, уметь поставить себя на их место. Дети в этом возрасте способны понять аргументацию, убедиться в её обоснованности, согласиться с разумными доводами.

Существует ещё одна причина трудностей в бучении в средних классах. Это формализм в учёбе. Различают два вида формализма:

1. Школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления, зазубривают написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма часто наблюдается у прилежных подростков, желающих хорошо учиться, но не умеющих правильно мыслить и чем-то интересоваться.

2. Школьники легко оперируют абстрактными понятиями, владеют способами теоретического мышления, но испытывают трудности «в восхождении к конкретному». Основная причина такая же - низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.

Формальное усвоение школьных знаний отрицательно влияет не только на их качество, но и на развитие личности ребёнка. При наличии формализма первого вида может возникнуть учебная перегрузка, что проводит к повышенной утомляемости.

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. В 5 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук. Причём не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают пять-шесть учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик ещё недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать его своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (Формулы, закона, определения).

Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определённый смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному обучению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru