Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности профессионального самоопределения

Страница 9

Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.

Подводя итог вышеизложенному, можно выделить некоторые особенности профессионального выбора, личностного и профессионального самоопределения молодежи.

Во-первых, образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями. Часто это был собирательный образ профессионала, который складывался годами, нередко это был образ конкретного человека, на которого равнялась молодежь. Выбирая ту или иную профессию, молодой человек идентифицировал себя с героем – производственником, знаменитым летчиком или шахтером, врачом, актером и т.д. Конец XX и начало XXI века отмечены заменой «идеального образа профессионала» на «идеальный образ жизни» («европейский», «американский», «богемный» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Во-вторых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5 – 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку, чтобы быть успешным в быстро меняющемся мире, надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями.

В-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием.

Становление профессионала предусматривает гибкость личности, высокий уровень обучаемости определенному виду деятельности, способность к ее конструированию и совершенствованию.

В-четвертых, для современного динамически развивающегося общества «узкий» специалист (то есть специалист, работающий в определенной области знаний) становится обузой. Сегодня востребован компетентный профессионал, способный интегрировать знания, рождающий новый продукт собственной деятельности, творчески решающий проблемы, гибкий, готовый к самоизменению и самосовершенствованию.

В-пятых, в современных условиях сам процесс профессионального самоопределения старшеклассников затруднен. Это связано с рядом важных обстоятельств. Из-за отсутствия ясного образа будущего, перспектив развития страны и общества в целом, отсутствия нормативно-ценностной системы в обществе старшеклассник не может сделать точный прогноз своего будущего, у него отсутствует сам предмет самоопределения. Многие исследователи отмечают также, что современные старшеклассники психологически не готовы к профессиональному самоопределению ко времени окончания средней школы, некоторые исследователи считают, что профессиональное самоопределение возможно лишь в юношеском возрасте.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Это интересно:

Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе
Поскольку учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, то в ней, в принципе, должны быть отображены такие элементы системы, как цели обучения и воспитания, реализуемые изучением данного учебного предмета, раскрыто содержание предмета, которое напра ...

Психологические основы развития критического мышления школьников подросткового возраста
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети в подростковый возраст вступают раньше, другие – позже, пубертатный кризис может в ...

Формирование связной речи в онто- и дизонтогенезе
Исследованиям развития речи, и в частности связной посвящены многие работы как в области психологии и психолингвистики, нейропсихологии и логопедии. В них рассматривается, в частности, особенности овладения детьми грамматическим строем родного языка, синтаксическими средствами построения высказыван ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru