Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Особенности профессионального самоопределения

Страница 9

Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.

Подводя итог вышеизложенному, можно выделить некоторые особенности профессионального выбора, личностного и профессионального самоопределения молодежи.

Во-первых, образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями. Часто это был собирательный образ профессионала, который складывался годами, нередко это был образ конкретного человека, на которого равнялась молодежь. Выбирая ту или иную профессию, молодой человек идентифицировал себя с героем – производственником, знаменитым летчиком или шахтером, врачом, актером и т.д. Конец XX и начало XXI века отмечены заменой «идеального образа профессионала» на «идеальный образ жизни» («европейский», «американский», «богемный» и др.). Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

Во-вторых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5 – 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Особенностью современного мира профессий является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, что человеку, чтобы быть успешным в быстро меняющемся мире, надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями.

В-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием.

Становление профессионала предусматривает гибкость личности, высокий уровень обучаемости определенному виду деятельности, способность к ее конструированию и совершенствованию.

В-четвертых, для современного динамически развивающегося общества «узкий» специалист (то есть специалист, работающий в определенной области знаний) становится обузой. Сегодня востребован компетентный профессионал, способный интегрировать знания, рождающий новый продукт собственной деятельности, творчески решающий проблемы, гибкий, готовый к самоизменению и самосовершенствованию.

В-пятых, в современных условиях сам процесс профессионального самоопределения старшеклассников затруднен. Это связано с рядом важных обстоятельств. Из-за отсутствия ясного образа будущего, перспектив развития страны и общества в целом, отсутствия нормативно-ценностной системы в обществе старшеклассник не может сделать точный прогноз своего будущего, у него отсутствует сам предмет самоопределения. Многие исследователи отмечают также, что современные старшеклассники психологически не готовы к профессиональному самоопределению ко времени окончания средней школы, некоторые исследователи считают, что профессиональное самоопределение возможно лишь в юношеском возрасте.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Это интересно:

Использование интернета при подготовке к урокам ОБЖ
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодня уже не вызыва ...

Методические средства, направленные на развитие логического мышления младших школьников при изучении конкретного смысла действий сложения и вычитания
В основу методики математического развития ребенка легло требование реализации моделирующей деятельности с математическими понятиями и отношениями. Главным принципом этого требования является преимущественное использование модельного подхода к обучению. Этот принцип позволяет осуществлять математич ...

Идея технологии проблемно-модульного обучения
Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. В последнее время этот термин стал все ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru