Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма

Педагогика и воспитание » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке » Стили воспитания и ошибки, влияющие на формирование подросткового эгоцентризма

Страница 4

Естественно, проблемы семейного воспитания могут быть обусловлены и целым рядом других причин. Однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье, и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его в этом деле ошибок.

По нашим данным, «потребительское отношение» ребенка к родителям не является исключением. Вместе с тем родители часто упрекают детей в невнимании к ним, иногда делают это в грубой, категоричной форме («Ну что ты привязалась ко мне, какая ты жестокая, не видишь, я с работы пришла, устала!»).

Словом, задача построения оптимальных, на началах взаимного уважения отношений ребенка и родителей актуальна для обеих сторон.

Для того чтобы перерасти детский эгоцентризм, необходимо осознание субъективности восприятия и установить причинно-следственные связи в системе межличностных взаимоотношений. Понятно, что сделать это человеку в одиночку невозможно. Процесс социализации в подростковом возрасте проходит в трёх измерениях: семья – школа – внешкольное времяпровождение. Под внешкольным времяпровождением мы имеем ввиду процесс бесконтрольного общения с друзьями и, чаще всего, бесцельного. Исключение составляет общение в центрах детского творчества, внешкольных кружках и студиях. В таких случаях процесс социализации проходит гораздо успешнее и быстрее чем тогда, когда подросток, предоставленный сам себе, находит круг общения среди таких же бесцельных субъектов, формируя так называемую «тусовку», которая хороша для исследования и наблюдений, но не даёт эффекта в процессе перерастания детского эгоцентризма, а зачастую наоборот, закрепляет его.

Конечно, не исключены случаи «нетипичного взросления», когда, независимо от внешних факторов, подросток перерастает детский эгоцентризм благодаря «случайному» столкновению с системой взглядов, или когда стрессовая ситуация заставляет его освободиться от детского эгоцентризма. Но эти нетипичные случаи нами отдельно рассматриваться не будут.

В большинстве случаев в процессе развития, в особенности в подростковом возрасте, на сознание влияет огромное количество факторов, среди которых наиболее значимым по воздействию – как положительному, так и отрицательному, являются особенности семейной ситуации.

Об этом говорит картина сопоставления перемен, происходящих в семье и влияющих на поведение подростка вне дома. Не будучи склонным обсуждать семейную ситуацию в школе, подросток несёт на себе отпечаток происходящего дома, продлевая в отношении к сверстникам и особенно к учителям модель семейных отношений. В обратном порядке, но в меньшей степени, изменения, происходящие в организме и психике подростка, влияют на климат семейных взаимоотношений. Так эгоцентризм подростка может обратить на себя внимание родителей и неосознанно потребовать изменения модели поведения и даже стиля воспитания. Если родители сами не являются закоренелыми эгоистами, процесс этот пройдёт в целом неопасно, хотя и небезболезненно.

В семье детский эгоцентризм выражен в ещё большей неосознаваемой степени – в том смысле, что ребёнок не ставит под сомнение смысл существования семьи как ячейки исключительно направленной вниманием на него. И если ребёнок в семье один – это подтверждает его несомненную исключительность. Но и в случае существования братьев и сестёр ребёнок воспринимает семейные отношения лишь в буквальном неделимом исключительно эгоцентрическом смысле. Являясь центром мировосприятия, ребёнок неосознанно позиционирует себя и центром мироздания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Физическая подготовленность и педагогический контроль
Информированность учителя и ученика о физической подготовленности на любом отрезке процесса обучения необходима для управления этим процессом. Ученик призван быть сознательным участником этого процесса. Участие его, помимо выполнения указаний и требований учителя на уроке, состоит еще и в том, что ...

Последовательность освоения гласных и согласных фонем. Типичные ошибки в произношении слов
Ребенок усваивает звуки родного языка постепенно, начиная с более простых по артикуляции. Чем сложнее работа органов речедвигательного аппарата для произнесения звука, тем позднее ребенок его осваивает. Почти все дети к началу третьего года произносят ударные гласные и более простые по артикуляции ...

Психолого-педагогические особенности учащихся с ЗПР
Изучению психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития посвящены труды многих российских педагогов, психологов, дефектологов (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева). В ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru