Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Примерный ход вводной беседы-инструкции таков:
Кто знает эту букву (написать на доске Ш)? Как ее зовут? Она гласная или согласная? Можно ее прочесть твердо? А мягко? Верно: буква Ш обозначает только твердый согласный звук (вывод фиксируется на доске с помощью значков звуковых схем). Мягко ее никто не произнесет. Мы все это знаем? Кто это знает, пусть покажет мне пальцами плюсик. Это значит: да, я знаю букву Ш. (далее та же работа проводится с буквами Ж, Ч, Щ; с двумя-тремя буквами латинского или греческого алфавита ( θ, F, W, Z ), про которые дети говорят: "Это новая буква. Мы ее не знаем". Тогда-то учитель и вводит знак "?" - "я не знаю").
Кто знает эту букву (написать на доске "Ь")? Покажите "+" или "?". Вы все знаете эту букву. А кто знает, зачем нужен "Ь" в слове ПЕТЬ (слово написать на доске)? Снова все показали "+". А для тех, кто показал "?", пусть Саша объяснит. А кто знает, нужен ли "Ь" в слове ПЕЛ? Вы все показали "+". А Незнайка показал "?" (учитель берет в руки куклу, дает ей карточку со знаком "?") Объясните Незнайке, чего он не знает.
Как вы думаете, про все русские слова вы уже можете сказать: "Я знаю, почему здесь пишется "Ь". Или почему "Ь" не пишется"? Около всех слов вы сможете поставить "+"? А сейчас подумайте над словами, написанными на листочках (обязательно прочесть слова вслух, если надо, разъяснить их значение). Все слова понятны? Теперь каждый про себя прочтите первое слово. У него на конце стоит "Ь". Каждый должен решить: "Я знаю, почему здесь стоит "Ь"? Знаю - ставлю плюс. Не знаю - ставлю вопрос".
Дети начинают работать самостоятельно, взрослый повторяет индивидуально последнюю часть инструкции тем детям, которые никак не могут приступить к делу. У тех детей, на чьих листах появляются знаки вопросов, взрослый обязательно спрашивает: "Почему ты поставил здесь знак вопроса? Чего ты не знаешь об этом мягком знаке?" Если ребенок пытается зачеркнуть знак вопроса, взрослый заверяет его, что он все сделал "очень хорошо и правильно", просто надо попытаться объяснить словами "чего ты еще не знаешь, чему я тебя дальше буду учить". Детский ответ дословно записать на обороте бланка.
Таблица 1.
Фамилия и имя ученика |
сторож, плащ, трубач |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
думает, ветер |
дождь, думать, осень |
Верно |
Неверно |
объяснение |
Алина К. |
Молодежь, рожь, растешь, думаешь |
Помощь, беречь, дочь |
Дождь, думать |
7 |
2 |
Ж, ш – всегда твердые; ч, щ – мягкие | ||
Айдана О. |
Помощь, беречь, дочь |
3 |
0 |
щ, ч – и так всегда мягкие | ||||
Женя М. |
сторож, плащ, трубач |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
думает, ветер |
дождь, думать, осень |
10 |
5 |
Запутался, где нужен ь, а где нет |
Света В. |
0 |
0 |
Так принято писать | |||||
Ксюша С. |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
дождь, думать, |
4 |
2 |
Ж и ш мягкими не бывают, в слове осень [н’] – мягкий | |||
Вова Ф. |
сторож, плащ, трубач |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
думает, ветер |
дождь, думать, осень |
10 |
5 |
Не понимаю, зачем писать ь |
Костя Н. |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
дождь, думать, |
7 |
2 |
ж и ш – всегда твердые, ч и щ – всегда мягкие, н в слове осень – мягкий | ||
Денис Ф. |
сторож, плащ, трубач |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
10 |
0 |
Запутался, где писать ь, а где нет | ||
Вика Д. |
сторож, плащ, трубач |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
10 |
0 |
Почему в одном слове после ч и щ пишется ь, а в другом нет? | ||
Варя К. |
сторож, плащ, трубач |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
10 |
0 |
Почему в одном слове после ч и щ пишется ь, а в другом нет? | ||
Даша Д. |
0 |
0 |
- | |||||
Саша Ф. |
молодежь, рожь |
2 |
0 |
Ж мягким не бывает | ||||
Маша А. |
0 |
0 |
- | |||||
Даша К. |
рожь |
1 |
0 |
Ж мягким не бывает | ||||
Толя В. |
сторож, плащ, трубач |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
10 |
0 |
Почему в одном случае после ч и щ пишется ь, а в другом нет? | ||
Саша П. |
0 |
0 |
- | |||||
Кристина Э. |
сторож, плащ, трубач |
3 |
0 |
Если в других словах ь пишется после ж, ш, щ, ч, то почему здесь нет? | ||||
Костя А. |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
7 |
0 |
ж и ш всегда твердые, щ и ч – и так всегда мягкие | |||
Кирилл Н. |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
7 |
0 |
ж и ш всегда твердые, щ и ч – и так всегда мягкие | |||
Саша К. |
молодежь, рожь, растешь, думаешь |
помощь, беречь, дочь |
7 |
0 |
ж и ш всегда твердые, щ и ч – и так всегда мягкие | |||
Костя К. |
0 |
0 |
- |
Это интересно:
Сравнительный анализ моделей образовательных
учреждений приверженцев свободного воспитания
Рассмотрим ряд теоретических концепций видных ученых и педагогов-приверженцев свободного воспитания, сравнивая их с моделью "Дома Свободного Ребенка" К.Н. Вентцеля. Интересное видение системы "естественного воспитания" было присуще Жан-Жаку Руссо, - французскому просветителю, гу ...
Современные компьютерные технологии в процессе
обучения
Внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизаци ...
Особенности логического мышления младших школьников
Процесс мышления и речи составляет сложные единства. Мышление не "связано" с языком, но выражено в языке это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, который говорил о том, что язык есть непосредственная действительность мысли. Несмотря на то, что в онтогенезе отношения мышления ...