Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стёртой дизартрией

Педагогика и воспитание » Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией » Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стёртой дизартрией

Страница 1

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрии относят к тяжёлым речевым расстройствам, при которых страдает не только произношение, но и темп, выразительность, плавность, модуляция, голос и дыхание. Дизартрии связаны с поражением центральной нервной системы на различных её участках и возникают в результате перенесённых мозговых заболеваний: травм и сосудистых расстройств. Дизартрия представляет только симптом при некоторых заболеваниях центральной нервной системы.

Основными клиническими признаками дизартрии являются:

нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;

ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;

нарушения голосообразования и дыхания.

В логопедии существует несколько классификаций дизартрии. Наиболее распространённой является классификация по локализации поражения. В основе этой классификации лежит учёт механизмов дизартрических расстройств. В соответствии с этим выделяют следующие формы дизартрии:

Корковая дизартрия;

Псевдобульбарная дизартрия;

Бульбарная дизартрия;

Экстрапирамидная дизартрия;

Мозжечковая дизартрия;

Наряду с данной классификацией существует также классификация по степени выраженности, которая строится с учётом степени поражения головного мозга. В связи с этим выделяются следующие формы:

Анартрия;

Выраженная форма дизартрии;

Стёртая дизартрия. При такой дизартрии имеют место те же самые симптомы, что и при выраженной дизартрии, но эти симптомы проявляются в неяркой, стёртой форме.

Стёртая дизартрия – речевое расстройство центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности ( артикуляции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи ).

В специальной литературе подробно рассмотрены вопросы, связанные с этиологией, симптоматикой, механизмами и коррекцией дизартрии у детей с церебральными параличами. Но не полностью раскрытыми остаются вопросы, связанные со стёртой дизартрией.

Упоминание об этой речевой патологии, о её проявлениях и методах коррекции встречается в работах таких авторов, как Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина – Винарская. В последние годы этой проблемой занимаются такие исследователи, как Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова. В своих научных работах они подробно рассматривают причины, механизмы, проявления и методы коррекции стёртой дизартрии. Но в практике работы логопедов при устранении стёртой дизартрии, вследствие сложности дифференциальной диагностики, подчас применяются традиционные логопедические приёмы, используемые при устранении дислалии. Это во многом снижает эффективность коррекционного воздействия.

Стёртая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших лёгкую асфиксию, родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других не резко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или период родов. В этих случаях лёгкие (стёртые) дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. И.И. Панченко в своих исследованиях отметила, что у детей с диагнозом дислалия при тщательном обследовании были обнаружены незначительные нарушения иннервации мышц артикуляторного аппарата, выражавшиеся в очень лёгкой степени явления спастического пареза.

Для детей со стёртой дизартрией характерны многочисленные вредности пренатального, натального и раннего постнатального периода развития (Е.Ф.Соботович, А.Ф. Чернопольская). К неблагоприятным факторам пренатального периода относят такие как токсикоз беременности, хронические заболевания матери, заболевания перенесённые во время беременности (особенно в первой половине). К вредностям натального периода относятся стремительные или сухие затяжные роды, явления асфиксии новорождённых (различной степени выраженности), резус-конфликтная ситуация. Наиболее часто встречающейся патологией в родах является слабость родовой деятельности матери, угрожающая асфиксия плода.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Методические рекомендации по использованию информационных технологий на практических занятиях
Осуществление компьютерного обучения на базе новых информационных технологий является одним из важных направлений совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов По теме «Экстремумы, условный экстремум и наибольшее, наименьшее значения функций двух переменных» создано электронное по ...

Возможности использования уроков-экскурсий для формирования познавательного интереса младших школьников
Экскурсия (от лат. excursio - поездка) является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную акти ...

Направления культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры с детьми
Организацией досуга населения в п.Ясногорский занимаются: Сельские Дома культуры, библиотека, музыкальная школа, спортивный зал и киноустановка. Сельская библиотека, открытая в 1977 г. располагалась в маленьком бригадном домике Камышинской птицефабрики. В связи с реорганизацией библиотечной отрасли ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru