Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Учёными выделяются существенные проблемы, связанные с процессами глобализации и интернационализации. По мере увеличения интеграционных процессов в Европе совершенно необходимым становится создание единого европейского образовательного пространства с целью подготовки профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования требует гарантий качества, минимальных стандартных требований, критериев профессионализма, аккредитации и т.д.
На двадцать четвёртом ежегодном форуме Европейской ассоциации высшего образования - EAIR были выявлены следующие основные условия для продвижения в европейское образовательное пространство российских вузов:
1. Наличие двух уровней высшего образования - бакалавриата и магистратуры.
2. Наличие кредитной системы в построении курса обучения и в учебных планах.
3. Преподавание хотя бы части учебных курсов на английском языке.
4. Аккредитация вуза авторитетным европейским органом.
Принцип ступенчатости, селективности в подготовке заслуживает внимания, но пока предлагаемые подходы не согласуются с подготовкой специалистов в российских вузах. Ряд факторов ограничивает многоуровневость высшего образования. Среди них: невостребованность бакалавров и магистров и в хозяйственной сфере, и в государственных учреждениях; нет определённости в уровне подготовки; большая часть бакалавров из-за длительных сроков обучения предпочитает получить диплом специалиста, а не диплом магистра. В европейский университетах более короткие сроки обучения бакалавров, но они связаны с углублённой профилированной и общекультурной подготовкой в 12 - и даже 13-летней общеобразовательной школе. Переход на двухступенчатую систему если и оправдан, то должен осуществляться, по крайней мере, в течение 10-15 лет.
При этом каждый вуз должен решать, под какие дипломы он готов вести обучение. Заметим также, что необходимость получения дипломом бакалавров и магистров при действующей в России системе занятости касается крайне ограниченного контингента (тех, кто намерен трудоустроиться за рубежом, и иностранных студентов). Гораздо проще на региональном и федеральном уровнях развивать службы ностратификации дипломов в соответствии с требованиями той страны, где студент намерен работать.
Ещё более болезненно отразятся на отечественной науке и культуре отказ от двухстепенной научной квалификации и переход на европейские степени доктора философии. Могут быть утрачены целые направления научных исследований, особенно фундаментальная тематика.
Кредитная система же получила широкое распространение в США и многих европейских вузах в последние десятилетия. Она представляет собой весьма гибкую систему учета прохождения студентами всего курса обучения и отдельных дисциплин. Каждый учебный курс обозначается определенной условной единицей, которая, как правило, предполагает определенное количество аудиторных часов этого курса в семестр (обычно 3 часа). За время обучения каждый студент для получения диплома о высшем образовании должен набрать определенное количество таких условных единиц-кредитов с соблюдением определенного количества кредитов по блокам дисциплин. Кредитная система позволяет получать эти "условные единицы" не только в своем вузе, но и в других учебных заведениях, в том числе и зарубежных.
Начало XXI века открывает новую эру для развития высшего образования. Еще в конце прошлого столетия назрела необходимость в интеграции и гармонизации университетского и неуниверситетского образования во всем мире и, особенно, в европейских странах. По мере увеличения интеграционных процессов в Европе и развития Европейского сообщества становилось все более очевидным, что интеграция в сфере образования начинает серьезно отставать от интеграции в сфере экономики, политики, права и культуры и что совершенно необходимым становится создание единого европейского образовательного пространства. Помимо этого европейским сообществом осознавалась необходимость обмена образовательным и научным опытом, увеличения эффективности и улучшения качества образовательных систем, расширения использования в учебном процессе, научной деятельности и в других сферах жизни университетов и колледжей современных информационных и коммуникационных технологий.
С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования преследует различные цели: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах. Расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов. Повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международной процессе обмена знаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой, обыденный уровень интернационализации.
Это интересно:
Функциональная пропедевтика
Пропедевтика (от греч. propaideuo — предварительно обучаю), введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме. В дидактике под пропедевтикой вообще понимают подготовительный курс, представляющий введение в какую-либо науку или учебный ...
Системный, комплексный, целостный подход к исследованию темы
Система организации работы над диссертацией должна обеспечить системный, комплексный, целостный подход к исследованию темы диссертации. Системный подход ориентирует диссертанта на раскрытие целостности объекта исследования, не вырывая его из контекста самого научного явления. Комплексный подход пре ...
Упражнения, направленные на преодоление аграмматической
дисграфии
При устранении аграмматической дисграфии широко используются письменные упражнения: Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях. Дрова рубят топор Сахар кладут в сахар . Поезд .ъехал к станции. Закончить предложения, изменяя слово вода. - Девочка загорает у …. - Мальчик выходит ...