Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Роль высшего образования. Модели социального старта

Педагогика и воспитание » "Синдром высшего образования" в России » Роль высшего образования. Модели социального старта

Образование, и, прежде всего высшее, играет исключительно важную и всё возрастающую роль в современной жизни нашей цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества: каким оно будет, и какое место будет занимать в жёсткой конкурентной борьбе в мире, что будут представлять собой его граждане. Решение актуальных проблем высшего образования и науки в современной России органично связано с обеспечением безопасности страны, созданием благоприятных возможностей для устойчивого развития общества и творческой самореализации его граждан.

Одна из наиболее значимых функций высшего образования состоит в формировании элитарных групп студенчёского контингента, а это может осуществляться лишь в рамках качественно высокого, а не "среднего" высшего образования. Между тем оно существует во всех развитых странах. Элитарных специалистов готовят в Кембриджском и Оксфордском, Гарвардском и Ельском университетах, Массачусетском и Калифорнийском технологических институтах. В России также на протяжении многих лет ряд ведущих вузов Москвы, С. - Петербурга (Ленинграда), Новосибирска, Екатеринбурга (УРГУ, УРГЮА) выполнял эту же функцию. Именно из элитарных групп студентов возникает интеллектуальная элита общества (наиболее способные и талантливые молодые люди).

Велико влияние высшего образования на социальную структуру, прежде всего, на такую ее разновидность, как профессиональная структура. Общеизвестно, что выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, я думаю, прежде всего, необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценить возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать своё дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда.

Модели социального старта выпускников исследовала О. Богословская - доцент Российского университета дружбы народов. Она приводит в своей статье результаты всероссийского психологического мониторинга "Социальное развитие молодёжи" (2003-2004гг.), осуществлённого Центром социологии молодёжи института социально-политических исследований Российской Академии наук в 12 регионах Российской Федерации под руководством профессора В.И. Чупрова. Было выделено условно три типовые модели социального старта.

Первую модель избирают представители молодёжи, чьи жизненные планы ориентированы на ценности высшего образования (30% -40%).

Вторую модель избирает большая часть молодёжи, которая свой социальный старт также связывает с получением образования, но конкретные его формы после окончания школы не определяет (50%). Поведение этой группы часто зависит от "обстоятельств", к которым могут быть отнесены и уровень знаний, полученных в школе, и наличие денег у родителей для оплаты учёбы на коммерческой основе, и многое другое.

Только 10% - сторонники третьей модели. Они однозначно исключают для себя продолжение учёбы и направляют свою активность на поиск подходящей работы. Основным критерием в данной категории является уровень оплаты. Содержание и даже условия труда принимаются во внимание в последнюю очередь. Профессор Чупров косвенно к сторонникам этой модели относит и часть молодёжи с так называемым "отложенным стартом", для которой досуговая деятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитывают на случайные заработки и на помощь родителей. Таким образом, исследования показали, что на получение высшего образования без каких бы то ни было вариантов сориентировано более 40% выпускников школ. Что же заставляет молодых людей с разным уровнем подготовки и зачастую не сделавших ещё окончательный выбор по поводу будущего дела жизни стремиться в ВУЗ?

Это интересно:

Компетентность и профессионализм методиста ДО
Характеризуя трудовую деятельность профессионала, обычно употребляют понятия «компетентность», «профессионализм», «квалификация». При этом каждый может вкладывать в них свой собственный смысл. Компетентность, по мнению некоторых авторов, уже, чем профессионализм, поскольку профессионализм характери ...

Сущность понятия пространственного мышления
Проблема формирования пространственного мышления школьников не нова для методики обучения математики, а об актуальности её говорится и пишется уже не одно столетие. Но анализ психолого-педагогической литературы показывает, что со времен Ф. Клейна (1849-1925 гг.) мало, что изменилось в решении этой ...

История становления специальной педагогики в России
История становления и развития отечественной системы специальных образовательных учреждений чрезвычайно коротка и своеобразна. Ее возникновение приходится на дореволюционный период, становление соотносится с периодом крупных социальных потрясений, а окончательное оформление происходит в советский п ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru