Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В. А. Сухомлинский огромное значение придавал трудовому обучению ребенка. «Общественная значимость производительного труда, говорил он, определяется тем, насколько законченной, завершенной является та или иная конкретная работа. Есть школы, в которых воспитанники трудятся немало, но воспитательная ценность этого труда значительно снижается потому, что ни одно дело не доводится до конца. Школьники приходят на работу тогда, когда ощущается нехватка рабочих рук, они делают дело в «пожарном порядке»… а ведь труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.
Поэтому педагогический коллектив Павлышской школы стремился, чтобы в школьные годы воспитанники не просто трудились, но и обязательно начинали и завершали определенные виды работы, переживали все этапы трудового процесса – от осознания цели… до глубокого удовлетворения его результатами.
Великий педагог говорил: «Если воспитанник вовлечен в продолжительную трудовую деятельность, если, повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время, когда его будет побуждать к труду не воля воспитателя, а его собственное, внутреннее влечение». И с этим нельзя не согласиться, но при условии, что это есть неизбежное следствие длительной трудовой деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Ведь по мнению В. А. Сухомлинского «внутренне побуждение к труду является дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания».
Все мы знаем о том, что заставить ребенка трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. В сочетании же физического и умственного труда Сухомлинский видел «решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться».
Педагог говорил: «Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то – пусть вначале незначительному – познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия уже открыт».
Мне особенно близка идея педагога о том, что «необходимо добиваться того, чтобы каждый воспитанник поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд – счастье, наслаждение. Сопереживание чувства радости от труда – это азбука самовоспитания. Тот, кто глубоко переживал это чувство в детстве, стремится быть лучше в глазах общества. Самовоспитание, таким образом, становится активной формой участия в духовной жизни общества».
Я вспоминаю собственные школьные годы и начинаю понимать, насколько важно участие педагога в привитии у ребенка чуткого отношения к труду. Ведь педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком.
Мне показалась очень замечательной и ценной идея великого педагога о том, что «нет в мире такого равнодушия, такого безразличия к делу, которое могла бы устоять перед творческим вдохновением учителя или старшего школьника, влюбленного в труд». Если педагог видел, что ребенок ко всему безразличен, что его ничто не интересует, он начинал раздумывать, с кем из учителей или старшеклассников надо сблизить этого трудного ребенка. А ведь именного с этого начинается индивидуальный подход к ребенку.
Бесспорно, что исключительно сильное влияние оказывает на детей то, что какой-нибудь труд в одинаковой мере увлекает и их, детей, и учителя. В таком труде открываются детские сердца, ребенок становится другом, товарищем учителя. В.А. Сухомлинский пишет: «Весной мы вместе с детьми пересаживаем цветы, ухаживаем за ними, сажаем деревья. На маленького ребенка производит большое впечатление то, что учитель умеет сделать прививку плодового дерева, сделать красивую цветочную клумбу. Трудовое обучение на этом этапе является совместным трудом учителя и ребенка. Мы вместе с детьми работаем не только на участке, но и в мастерских и рабочих комнатах, конструируем модели машин и механизмов. Совместная работа с детьми – это самые радостные часы нашего педагогического труда».
В заключении хотелось бы отметить, что так важно помнить эти золотые слова великого педагога. Ведь целью каждого учителя является воспитание личности, готовой трудиться на благо общества с полной самоотдачей и благоговением перед самим процессом созидания.
Это интересно:
Основные направления коррекционно-педагогической работы с
учащимися, имеющими ЗПР
Исходя из структуры дефекта и психологических особенностей рассматриваемой категории детей, С. Г. Шевченко сформулированы следующие направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР: Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обу ...
Идея, сущность и эффективность праздника
Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. Здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не ...
Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами
развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...