Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Литературоведческие концепции об авторе и повествователе «Мертвых душ»: тождество и разграничения

Педагогика и воспитание » Автор и повествователь в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" » Литературоведческие концепции об авторе и повествователе «Мертвых душ»: тождество и разграничения

Страница 3

Что касается повествователя, то Е.А.Смирнова отмечает, что его голос имеет в поэме множество модификаций – звучит то торжественно, то иронически, то сливается с голосами персонажей.

Таким образом, в данном исследовании Е.А.Смирновой автор и рассказчик разделены. Автор, по ее мнению, проявляет себя через пейзажи, которые имеют символическую направленность. Повествователь – через основное повествование, причем, лирические монологи принадлежат ему и имеют разное звучание.

В.М.Маркович, говоря о символическом подтексте поэмы, говорит, что в последних пяти главах первого тома взаимодополнительные тенденции обобщения, деформации и иносказания все больше приближаются к слиянию, пока в финале не происходит своеобразный смысловой «взрыв», смешивающий и объединяющий их. Его очевидной основой оказывается «лирическая концентрация» (термин Т.И.Сильман) авторского повествования. Именно она, резко усилившаяся в последних главах, делает возможным слияние других родственных ей художественных импульсов. Все формирующие символику финала смысловые переходы (от брички Чичикова и его переживаний к переживаниям русского вообще, далее к уже вполне абстрактной «птице-тройке» и, наконец, к Руси, несущейся по дороге истории «напрямую» не мотивированы ничем, кроме стремительного взлета авторских чувств и вдохновения. Лирические вспышки возникали и в предшествующих главах, но по мере приближения к финалу происходит своеобразное «сгущение» лиризма. Лирические отступления становятся более частыми и напряженными. Меняется их внутреннее обоснование: открыто субъективным мыслям и чувствам автора столь же открыто придаются «мессианская» окраска и универсальность (общенациональная, всечеловеческая и порой даже «сверхчеловеческая»). Все содержание, открывшееся читателю в первом томе, уходит в многозначные «сверхсмыслы» финального аккорда.

Таким образом, по мнению В.М.Марковича, автор проявляет себя в «сверхсмыслах» поэмы и именно лирические отступления автора несут на себе основную смысловую нагрузку.

В статье «Гоголь от циклической к линейной концепции истории» Михаила Строгонова автор и повествователь рассматриваются как одно и то же. Так, исследователь пишет, что, описывая историю Плюшкина, Гоголь скажет, что все, что ни привозили крестьяне Плюшкину, «сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве».

Далее М.Строганов продолжает, что описав сделку героев, автор восклицает: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! .»

Таким образом, исследователь не различает автора и повествователя, говоря о нем, как об одном лице.

Ю.Манн в книге «В поисках живой души» анализирует авторскую позицию в тексте, исходя из вечного закона человеческого предназначения. Он пишет, что Гоголю было свойственно ощущение избранности. То, что надлежит сделать, может сделать только он один. Между автором и Русью нет посредников, их связь прямая и кратчайшая. Заключает свои мысли Ю.Манн словами: «Один, может быть, человек нашелся на всей Руси, который именно подумал более всех о самом существенном . И этот человек – творец мертвых душ».

С.Т.Аксаков в книге «Воспоминания современников» пишет о значении творчества Н.В.Гоголя, вспоминая свое знакомство с произведением «Мертвые души», впечатления, полученные после прочтения. Аксаков говорит: «Как можно было создать с таким совершенством все характеры и среди этой пошлой, бесцветной ничтожности отделить всякого такими резкими отличительными чертами. И что за восхитительные места везде, Гед автор говорит сам от себя!»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Виды гимнастики и их характеристика
В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся - основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их обще ...

Специфика учебной мотивации студента
На формирование учебной мотивации студента вуза ведущую роль оказывает влияние наличие следующих факторов, которые можно систематизировать по двум группам: 1. Социально-психологические факторы: макросредовые (общегосударственные, регионально-этнические), микросредовые (факторы семьи, Вуза, обществе ...

Законодательное обеспечение инновационных процессов как условие формирования новой образовательной парадигмы
Важнейшим условием социально-экономического развития любого государства является эффективная инновационная политика, конечная цель которой - внедрение новых, передовых технологий, основанных на достижениях научно-технического прогресса. Сложившаяся в начале 90-х годов ситуация в социально-экономиче ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru